Для очищения нечистот существуют, в зависимости от вида и состояния, различные методы и средства. Можно промыть водой, прокипятить, стереть, стряхнуть и т. д. Ниже подробно описываются виды очищения:

  1. Мытье водой

Самым основным и надежным средством очищения, а также средством для совершения вуду и гусуль остается вода. Аллах повелевает следующее:

«[Вспомните,] как Аллах одарил вас чувством внутренней уверенности и дождем с неба, чтобы очистить вас дождевой водой» [1].

«И Мы ниспослали с неба чистую воду» [2].

Вода, используемая для очищения, может быть дождевой, талой, речной, озерной, селевой, родниковой или колодезной. По этому поводу Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Вода чиста. Она продолжает оставаться чистой до тех пор, пока не изменится ее цвет, вкус или запах» [3].

  1. Чистые жидкие вещества

Можно отмыть или удалить нечистоты с одежды уксусом, соком какого-либо растения, лимонным, апельсиновым и гранатовым соком. Также дозволяется очищение одежды и тела водой, в которой замачивали горох, чечевицу и фасоль. Это мнение Абу Ханифы и Абу Юсуфа, которое является более предпочтительными по данному вопросу. Однако перечисленными жидкостями нельзя совершать ни вуду, ни гусуль. По этому поводу мнения всех ученых одинаковы.

Нельзя ни очищать нечистоты, ни совершать вуду и гусуль медом, растопленным маслом, мясным бульоном и подобными жидкостями.

Что касается воды, в которую добавлены мыло или стиральный порошок, то ими можно очищать только в том случае, если концентрация моющих средств незначительна. Вода, которой совершали вуду и гусуль, считается чистой, но не очищающей. Такую воду называют «муста’мал» (использованная). Ими можно очищать нечистоты, но нельзя совершать ими ни вуду, ни гусуль[4].

  1. Очищение путем вытирания

Если запачкались нож, стекло, гладкая доска, фарфор, мрамор или керамическая плитка, то можно протереть их ветошью или губкой, сухим песком или намыленной влажной тряпочкой. Протирание производят до тех пор, пока не останется никаких следов или пока в душе не появится чувство удовлетворения. Например, если вытереть тряпочкой или песком лезвие ножа, которым резали жертвенное животное, то нож считается очищенным, и человек, держа его за поясом, может совершать намаз, поскольку передается, что сподвижники пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) сражались с врагами и, вытерев лезвия мечей и вложив их в ножны, совершали намаз.

  1. Очищение огнем

Если подержать над пламенем огня твердые, прочные предметы, запачканные нечистотами, и дать нечистотам сгореть, то они становятся чистыми. Например, если шампуры для шашлыка не очищены, то можно поместить их в огонь, и они становятся чистыми.

  1. Очищение путем оттирания и встряхивания

Если обувь (непромокаемая и водонепроницаемая) испачкана видимыми невооруженным глазом испражнениями животных, ее можно очистить как водой, так и путем чистки или вытирания. Однако если на обувь попали такие невидимые нечистоты, как брызги мочи, то эти участки обуви необходимо промыть водой. Также недостаточно одного только вытирания нечистот, попавших на одежду или тело.

Просохшие следы спермы достаточно очистить путем трения этого места и после этого этой одеждой можно совершать намаз. Однако одежду со свежими каплями спермы необходимо обязательно простирать. Если же на то место одежды, которое было очищено от сухой спермы путем трения, снова попадет влага, то, по мнению ученых, эта одежда вновь станет нечистой. В этом случае ее вновь потребуется высушить и протереть либо постирать.

Досточтимая Айша (радыйаллаху анха) говорила: «Если следы спермы были сухими, я просто оттирала их руками, но если следы спермы были свежими, я стирала одежду Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям)» [5].

Ханафиты и маликиты считают сперму наджас (нечистота), тогда как шафииты и ханбалиты человеческую сперму считают чистой. Столь разные взгляды объясняются не только различным пониманием хадиса досточтимой Айши (радыйаллаху анха). Также известны такие слова Ибн Аббаса (радыйаллаху анхума): «Вытри следы спермы «изхиром» [6]. или тряпочкой, так как сперма подобна слюне или выделениям из носа» [7].Такой подход к данной проблеме значительно облегчает положение мусульман, особенно в те моменты, когда имеются бытовые затруднения, при нахождении в пути, при сильном холоде.

Если в застывшее масло, джем и т. п. пищу попадет что-либо нечистое, можно удалить эту часть, а остальное употребить в пищу. Однажды супруга Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) досточтимая Маймуна спросила у него: «Мышь упала в масло и там погибла. Как мне поступить?» Он дал ей такой совет: «Убери мышь и кусок масла вокруг нее, а остальную часть можете съесть» [8].

Если наджаса попала на поверхность растительного масла, то нужно сверху долить воды и прополоскать, повторив процедуру три раза. После этого оно считается очищенным.

Что касается твердых и сыпучих продуктов, то если наджаса не проникла внутрь (то есть, не пропиталась), то их можно очистить путем промывания. Например, мясо, курицу и пшеницу можно промыть в сыром виде, но если они проварились, обжарились вместе с наджасой, то уже нет возможности очистить их, так как эти продукты обязательно пропитались наджасой. В тех случаях, если голова или внутренности животного были сварены без предварительной очистки и мытья, то после этого их нельзя уже очистить. Также обстоит дело и в том случае, если курицу (или любую другую живность), не вытащив внутренности, опустили в горячую воду, чтобы ошпарить и потом удалить перья и пух. Поэтому, зарезав животных и птицу, необходимо предварительно вынуть внутренности и тщательно промыть. И только после этого можно опускать в горячую воду.

С другой стороны, если в молоко, мед или джем попадет наджаса, то можно налить воды в такой же пропорции и тщательно прокипятить пока вся вода не выкипит. После такой трехкратной процедуры продукты считаются очищенными. Подобное решение принято при условии, что наджаса в этих продуктах не произвела каких-либо изменений.

  1. Очищение путем видоизменения

Если изменяется суть какой-то наджасы, то она перестает быть наджасой. Например, если свинья или осел упадут в яму с солью и превратятся в соль, то в последующем можно брать оттуда соль и пользоваться. Также считается чистым уксус, произведенный из винных напитков; пепел сгоревшего кизяка; мыло из жира нечистых животных; миск[9]. из крови джейранов (оленей); высохшая грязь, которую затем соскребли и вытряхнули. Также считаются чистыми остатки наджасы, закопанной в землю, так как через некоторое время наджаса полностью меняет свои свойства[10].

Но изготовление сыра из загрязненного молока или же перемалывание нечистой пшеницы (или других злаковых продуктов), или же приготовление хлеба из этой пшеницы никак не может послужить основанием для принятия решения о чистоте данного продукта. Также не пригодно к употреблению масло, отжатое из нечистого сырья. Это объясняется тем, что в данных случаях отсутствует процесс превращения одного вещества в другое.

  1. Очищение путем использования некоторых средств

Если нет сомнений, что какая-то часть пшеницы или овса (перемолотых на току) была загрязнена испражнениями животных, то можно удалить приблизительно столько же пшеницы (или других злаковых) или немного больше, тогда оставшаяся часть считается пригодной к употреблению. Так как в таких видах продуктов чистота является обязательной, то различные сомнения относительно оставшейся части не берутся во внимание.

Также, если на тело или одежду попадет наджаса, визуально незаметная, или человек забудет об этом, или будет в сомнении относительно места попадания, нужно промыть ту часть тела или постирать ту часть одежды, которая, предположительно, загрязнена. В этом случае все считается очищенным. Но лучше всего обмыть все тело или постирать всю одежду. Первым мнением можно воспользоваться во время путешествия, сильного холода, или если нет возможности поменять одежду. Данное мнение значительно облегчает жизнь человека и помогает своевременному выполнению намаза.

Если человек не знает, когда испачкался наджасой, он должен заново перечитать последние намазы, взяв за точку отчета последнее совершенное вуду, а если испачкался спермой – последнее пробуждение от сна[11].

  1. Очищение шкур путем выделки

Шкура любого животного, зарезанного согласно предписаниям шариата (кроме свиньи), считается после этого чистой. На такой шкуре можно читать намаз. Если мясо этого животного дозволено к употреблению в пищу, то мясо считается чистым. Однако, что касается мяса диких и хищных животных, то, согласно единодушному мнению ученых, оно не считается чистым. Вместе с тем, даже если эти животные зарезаны согласно религиозным предписаниям, все равно такое мясо не пригодно к употреблению. Так как не все чисто обделанное мясо, необходимо употреблять в пищу.

Шкура любого животного, кроме свиньи, считается чистой после обработки и выделки. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил следующее: «Любая выделанная шкура является чистой!» [12].По рассказу сподвижников, во время похода Табук Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), проходя мимо домов местных жителей, попросил у них воды. Одна женщина сказала: «О Посланник Аллаха! У нас вода осталась лишь в бурдюке из шкуры павшего животного». На это Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил: «А вы выделывали эту шкуру?» Когда женщина ответила утвердительно, он сказал: «Обработка шкуры означает ее очищение» [13].

Выделка шкуры удаляет влагу и подтеки крови, которые и являются причиной наджасы. Обработка делает шкуру чистой. Исключением из этого является свиная кожа, так как само животное является наджасой. Что касается запрета на использование человеческой кожи, то это основывается на установлении, что человек есть священное и почетное творение Аллаха.

  1. Очищение колодца или водоема методом выкачивания воды в случаях попадания туда нечистот

Если в колодце оказался человек или какое-то животное, нужно сначала извлечь их оттуда, затем вычерпать определенное количество воды. После этого вода в колодце считается годной к употреблению. Если животное или птица упадут в колодец и там погибнут, вычерпывание всей воды из колодца представляет собой тяжелый труд. Поэтому в таких случаях следуют следующим правилам:

  1. Если в колодец попала живность, запрещенная к употреблению, например, свинья, являющаяся «наджасой айни» (явной наджасой), необходимо вычерпать всю воду из колодца. Что касается собаки, то она, по Ханафи, не является наджасой «бизатихи» (по своей сути). При попадании живого существа, которое не является наджасой по своей сути, в колодец, нужно применить рассуждение: если это человек, то вода в колодце не считается загрязненной, но если в колодец попала живность (хищные и дикие птицы), мясо которых не разрешено к употреблению, то, по достоверному мнению, вода считается загрязненной. Если в колодец попадут осел или мул, вода становится сомнительной к употреблению.
  2. Если в колодец попадет животное, мясо которого употребляют в пищу, и погибнет там, то вода становится нечистой. Если животное распухло или разложилось, необходимо вычерпать всю воду из колодца. В том случае, если труп животного разбух, но не разложился, то, по мнению ученых «ахиру ривая» [14]., данный вопрос, в зависимости от обстоятельств, имеет три решения:

– Если в колодец упала мышь, воробей или живность такого же размера, но не разбухла, то из колодца вычерпывается 20 или 30 ведер воды.

– Если в колодце оказались мертвые кошка, курица, голуби или живность подобных размеров, и их вынули еще до распухания, то вычерпывается 40 или 50 ведер воды.

– Если известно, что на теле человека, упавшего в колодец и погибшего там, были следы нечистот, то вода считается загрязненной.

______________________________________________________________________

[1] - Сура аль-Анфаль, 8/11.

[2] - Сура аль-Фуркан, 25/48.

[3] - Зайлаи, Насбур-Рае, 1/94.

[4] - Аль-Касани, Бадаиус-санаи, Бейрут, 1328/1910, 1/83-84; Ибн Хумам, Фатхуль-Кадир, Булак, 1315, 1/133-138; Ибн Абидин, Раддуль-Мухтар, Мыср, 1/284-302; аз-Зайлаи, Тыбануль-хакаик, Амирия, 1/60; аль-Майдани, аль-Любаб, 1/24.

[5] - Аз-Зайлаи, 1/209-210.

[6] - Трава с приятным запахом.

[7] - Саид бин Мансур и Дарекутни считали этот хадис «марфу», аз-Зухайли, аль-Фикху исламия, Дамаск, 1405/1985, 1/98.

[8] - Бухари, Вуду, 67;

[9] - Миск – благовония.

[10] - Ибн Рушд, Бидаятуль-муджтахид, 1/461; аль-Баджи, аль-Мунтаха алаль-Муватта, 3/153; Ибн Кудама, аль-Мугни, 8/319; аш-Ширази, аль-Мухаззаб,1/48.

[11] - Аз-Зухайли, 1/99; 107; Умар Насухи Бильмен, Буюк Ислам илмихали, Стамбул, 1985, стр. 61.

[12] - Муслим, Хайд, 105; Абу Дауд, Либас, 38; Насаи, Фар, 20, 30, 31; Дарими, Адахи, 20; Ахмад бин Ханбаль, 1/219, 227, 237, 270, 4/73.

[13] - Насаи, Фар, 4; Ахмад бин Ханбаль, 4/254, 5/67; 6/329, 336.

[14] - Более поздние учёные.