Чистые и нечистые вещества

Чистые вещества

Принцип чистоты в Исламе основан на правиле: вся земля и все полезные ископаемые, деревья и травы, цветы и плоды, тела всех животных (пока не прикоснутся к чему-либо нечистому), кроме свиньи, считаются чистыми. Вода, попавшая на кожу этих животных, также считается чистой.

Шкуры, селезенка, печень, сердце, венозная и артериальная кровь внутри мяса животных, зарезанных по всем правилам, являются чистыми. Также чистыми являются жуки, вши и другие мелкие насекомые. Однако свинья, даже зарезанная по всем правилам, в любом случае остается нечистой.

Рыба, погибшая в воде, а также другие морские и озерные живые существа считаются чистыми. Но употребление в пищу мяса всех обитателей морей и океанов, кроме рыбы, по Ханафи, категорически запрещено.

Части тела всех животных (кроме свиньи), не запачканные кровью, даже если это павшие животные, считаются чистыми. Поэтому рога и копыта, кости, состриженная шерсть и пух, обработанная шкура животных являются чистыми.

Вопрос о чистоте слез, пота, слюны и выделений из носа различных животных зависит от положения о выделениях. Если животные относятся к чистым, то и выделения чистые. Например, слюна мула и осла считаются чистыми. Слюна хищных птиц и кошек, мышей и змей, скорпионов и тарантулов входит в разряд «макрух». Слюна свиней, хищных животных, как и собак, является наджасой. Слюна людей чистая, однако, в случае употребления спиртных напитков, пока человек не промоет рот, слюна также считается нечистой.

Помет голубей и воробьев, а также других птиц, мясо которых позволено к употреблению, считается чистым. Доказательством этого является разведение голубей вокруг Масджидуль-харам и вокруг других мечетей. Известно, что, когда голубиный помет попал на ибн Умара (радыйаллаху анхума), он просто вытер его и начал совершать намаз в мечети. Это свидетельствует о том, что помет таких птиц не является наджасой.

Так как соколы, коршуны и совы испражняются прямо в воздухе, то согласно взгляду Абу Ханифы и Абу Юсуфа их помет считается чистым по причине «зарурат» (вынужденности), потому что защитить в таком случае одежду и посуду довольно сложно.

Кровь, оставшаяся в венах зарезанных животных, не является наджасой, поэтому ее можно употреблять в пищу вместе с мясом, так как аятом Корана запрещается именно «истекшая кровь» [1]

Моча домашних кошек и мышей делает нечистой воду в посуде. Но если моча этих животных попала на одежду, то, в силу того, что избежать этого очень трудно, можно на это не обращать внимания.

Также можно не придавать значения грязи, попадающей на одежду во время хождения, так как и в этом случае сложно избежать этого. В этой одежде можно совершать намаз, но если достоверно известно, что эта грязь смешана с нечистотами, то ситуация меняется.

Вода после омовения тела умершего остается чистой. Если, конечно, этой водой не смывали наджасу. В этом случае вода считается загрязненной. Но так как трудно избежать брызг воды при омывании умершего, то на них можно не обращать внимания[2].

 

Нечистые вещества

Вещества, которые являются нечистыми, препятствующие совершению намаза, делятся на два вида: «гализ» (тяжелые) и «хафиф» (легкие). К «гализ» относятся загрязнения твердой консистенции (высохшие) весом около 4 граммов, жидкие нечистоты, площадь распространения которых приблизительно с ладонь. В таких случаях, в этой одежде нельзя совершать намаз. Также нельзя совершать намаз, если подобные нечистоты находятся на месте совершения намаза. Что касается наджасы «хафиф», она препятствуют совершению намаза в том случае, если ими запачкана ¼ часть одежды.

К «наджасе гализ» относится следующее:

  1. Все, что выходит или выделяется из организма человека: моча, кал, сперма, «вади» (густая белая жидкость, выделяющаяся после мочеиспускания, дефекации), «мази» (жидкость, выделяемая из половых органов после ласк или мыслей о противоположном поле без сладострастия), кровь, отрезанное от тела мясо и куски кожи. К этой же группе относятся кровянистые выделения у женщин во время месячных, послеродовые кровотечения и кровь, выделяемая вследствие какого-либо заболевания мочеполовой системы.
  2. Слюна, моча животных, мясо которых запрещено к употреблению.
  3. Помет кур, гусей и уток.
  4. Нечистым считается павшее животное (которое не успели зарезать) и его шкура (если она не обработанная). По Малики, нечистым являются не только мясо и шкура павших животных, но также рога, кости и сухожилия. Что касается шерсти, пуха и волос, то они считаются чистыми. Шафииты считают, что все части павшего животного являются наджасой, включая волосы, пух, шерсть и когти.
  5. «Шараб» (алкогольные напитки). Запрещено их употребление и применение. Если они пролились на тело или на одежду, то, до тех пор пока не обмыты эти части тела или не постирана одежда, они считаются нечистыми[3]. Преобладающим является мнение, согласно которому все, что опьяняет, является «шараб».

По Шафии, все опьяняющие жидкости – не имеет значение количество – являются наджасой.

К «наджасе хафиф» относятся:

  1. Испражнения лошадей, мулов и ослов. По мнению Абу Юсуфа и Имама Мухаммада, испражнения домашних и диких овец, коз, джейранов и ланей также относятся к «наджасе хафиф». Это мнение является наиболее предпочтительным по этому вопросу, однако Абу Ханифа утверждал, что они относятся к группе «наджаса гализ».
  2. Испражнения диких и хищных птиц, мясо которых запрещено употреблять в пищу. Это такие птицы, как сокол, коршун, ястреб и т. д.
  3. Селезенку любого животного относят к его испражнениям[4].

 

[1] - Сура аль-Ан`ам, 6/145.

[2] - Аль-Касани, Бадаиус санаи, 1/61-65; Ибн Абидин, Раддуль-Мухтар, 1/154, 188-193, 323; аль-Майдани, аль-Любаб, 1/30; аз-Зухайли, 1/101, 120; Бильмен, стр. 55.

[3] - Сура аль-Маида, 5/90.

[4] - Ибн Хумам, Фатхуль-Кадир, 1/135; аль-Майдани, 1/55; ибн Рушд, Бидаятуль-муджтахид, 1/73; аш-Ширази, аль-Мухаззаб, 1/46; Ибн Кудама, аль-Мугни, 1/52; аз-Зухайли, 1/150.