Масх на повязку

Если мытье раны или сломанной конечности может повредить или осложнить выздоровление, то при совершении вуду и гусуля позволяется сделать масх поверх шины, гипса или матерчатой повязки, или ваты, перетянутой нитками. Если и масх может повредить, то в таком случае не надо протирать повязку.

Дозволенность масха повязки основана на сунне. Али (радыйаллаху анху) говорил: «Однажды я сломал руку и спросил у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) о том, как мне поступить теперь, он посоветовал мне сделать масх повязки» [1].

Еще одним доводом служит история с мусульманином, который получил ранение в голову, но после того, как совершил гусуль, умер. Джабир (радыйаллаху анху) рассказывал, что тогда Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) повелел: «Для него (умершего) было бы вполне достаточно, если бы он совершил таяммум, перевязал рану повязкой и затем сделал бы на нее масх. Остальную часть тела он мог бы помыть водой» [2].

Ислам – это религия здравого смысла и знаний, поэтому в случае острой необходимости запретные вещи становятся дозволенными. Если снять повязку или бинт с намерением помыть рану, это может ухудшить состояние больного. Например, из-за увлажнения поверхности раны может произойти загноение или заражение раны. Поэтому, если существует такая опасность, можно не делать масх.

Достаточно только протереть большую часть поверхности бинта или повязки. Протирание всей повязки, повторное протирание влажными руками, намерение не являются необходимым условием масха, так как при масхе головы или масихов намерение не является обязательным условием. А также, если удаление лишней части гипса или повязки может причинить какой-либо вред, то можно делать масх поверх выступающей части[3].

Не обязательно, чтобы повязка была наложена в состоянии вуду. Позволяется делать масх на повязку, наложенную в состоянии вуду или без, в состоянии джунуб или вне его. После выздоровления этому человеку не надо заново выполнять все намазы. Эта фетва вынесена с целью облегчения жизни мусульман. Этого же требует и разумный подход к проблеме, ибо никто не знает, когда он может пораниться, когда у него будет перелом или вывих. Требовать, чтобы в этом случае человек был в состоянии ритуальной чистоты, задача заведомо невыполнимая.

Что касается масха повязки, то он не ограничен во времени. Можно делать масх до тех пор, пока не заживет рана.

Если сделали перевязку, то есть заменили бинт или гипс, нет никакой необходимости заново делать масх. А также, если поверх повязки, на которой сделали масх, наложили другую повязку, не стоит опять делать масх. Если повязку сняли с незажившей раны, действие масха не нарушается, но если повязку сняли, или она упала с зажившей раны, то масх считается батыл (недействительным), так как больше не существует уважительной причины делать масх. Если повязка спала с зажившей раны во время совершения намаза, нужно совершить вуду и заново выполнить намаз.

Если по какой-либо причине сделали масх на одну ногу, другую ногу необходимо помыть, так как масх заменяет мытье.

Ученые единогласны в том, что, если нарушилось вуду у человека, который сделал масх поверх раны, то нарушается и масх[4].

 

[1] - Зайлаи, Насбур-Рае, 1/186
[2] - Зайлаи, Насбур-Рае, 1/187; аш-Шавкани, Найлуль-Автар, 1/258.
[3] - аль-Касани, 1/12; ибн Хумам, 1/109; ибн Абидин, Раддуль-Мухтар, 1/260; аз-Зухайли, 1/348.
[4] - Ибн Абидин, 1/129; аз-Зухайли, 1/356; аль-Касани, 1/14; ибн Хумам, 1/109.


Из книги: "Энциклопедия норм и правил ислама". Подготовил Р.Халявиев.
Книга была скачена из общедоступных ресурсов интернета, не содержит указаний на запрет и каких-либо ограничений для заимствования. Мы уважаем права собственности и не намерены их нарушать. Если размещенный материал нарушает ваши авторские права, просим написать нам на почту udachnymilost@gmail.com. Со своей стороны, мы обязуемся удалить всю публикацию нарушающую ваше право собственности.