Этикет (адаб) малого омовения

Мандуб или мустахаб – это такие действия, которые Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) совершал не всегда. Говоря о действиях «мандуб», мы будем использовать термин «адаб». За соблюдение мандуб полагается саваб, за невыполнение – ничего не полагается.

В «адаб» ханафиты включили действия, в отношении которых используется термин «мандуб».

Хукмуль-мандуб (положение о мандубе): за совершение мандуб верующего ожидает саваб, несоблюдение не влечет никаких последствий. Маликиты вместо слова «адаб» используют термины «фадилат», «хаслат» или «мустахаб».

Разница между сунной и мандуб (или мустахаб) заключается в следующем: сунна – это средство подтверждения шариата и возвышения его достоинств. Тогда как мандуб или мустахаб – это такие предписания, выполнение которых не столь обязательно и отношение к ним более снисходительное. За выполнение ожидает саваб, невыполнение не влечет наказания.

В адабы (этикет) [1] малого омовения (вуду) входят:

  1. При совершении вуду поворачиваться лицом к кибле, так как направление на киблу является самым почетным, и есть надежда, что ду’а, совершенные лицом к ней, будут приняты Аллахом. В силу того, что шафииты и ханбалиты не делают различий между сунной и адабом, обращение лица в сторону Каабы они считают сунной.
  2. До наступления времени намаза, заранее совершить вуду и быть готовым к молитве. Исключение касается только тех, у кого есть уважительные причины.
  3. При совершении вуду находиться на возвышении, чтобы таким образом избежать попадания брызг воды на одежду и тело.
  4. Без уважительной причины не пользоваться чужими услугами при совершении вуду. Однако если кто-либо по собственному желанию предложит свои услуги, то это не противоречит адабу. Мугира бин Шу’ба сообщает, что, когда мусульмане находились в походе, он поливал воду Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) при совершении вуду[2].
  5. Без серьезной необходимости при совершении вуду ни с кем не разговаривать, так как это может помешать чтению ду’а[3]. при этом.
  6. При совершении вуду нужно передвигать кольца и перстни на пальцах, чтобы вода проникла под них. Абу Рафи’ (радыйаллаху анху) рассказывал, что видел, как Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), совершая омовение, передвигал перстень на пальце[4].
  7. Совершая вуду, воду в рот и в нос нужно набирать правой рукой, высмаркиваться – левой.
  8. Протирать влажными пальцами внутреннюю часть ушей.
  9. Протирать шею. Согласно мнению ханафитов, масх (протирание) шеи является мустахаб или мандуб, так как Талха бин Мутарриф слышал от своего отца, а он – от его деда, что хадис, в котором сообщается, что пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) делал масх шеи, слабый[5]. Поэтому многие факихи считали масх шеи макрухом.
  10. Умывать лицо полностью, включая веки, не оставляя сухих мест. Мыть руки выше локтей. Мыть ноги выше щиколоток. В хадисе говорится: «Если вы при совершении вуду будете стараться мыть водой бо́льшие (участки тела), то в Судный день будете из группы «аль-Гурруль мухаджалун». Теперь, моя руки и ноги, старайтесь мыть как можно больше» [6].

Слово «гурра», приведенное в данном хадисе, маликиты понимают в значении «вуду», поэтому считают, что из этого следует два вывода:

  • мыть части тела, захватывая область больше, чем это требуется положениями фарда;
  • постоянно находиться в состоянии ритуальной чистоты, то есть всегда быть в готовности к совершению поклонений и иных религиозных предписаний.

Поэтому маликиты считают, что чрезмерное мытье является макрух, а постоянное пребывание в вуду является мустахаб[7].

  1. Использовать только такое количество воды, которого достаточно для совершения вуду. Даже если рядом находится река или море, необходимо избегать чрезмерной траты воды, так как все излишества являются макрух.
  2. После совершения вуду нужно прочитать шахаду и ду’а. Ханафиты считают, что после «гусуля» – это мандуб. Ниже приводятся слова шахады и ду’а:

أَشْهَدُ أَنْ لا إِلَهَ إِلا اللَّهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

Шахада: «Ашхаду ан ля иляха илляллах вахдаху ля шарика лях, ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху ва расулюх.»

Перевод: «Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, что у Него нет сотоварищей, и что Он Один. Также я свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник.»

Дуа: «Аллахумма дж’ални минат-таввабина ва джа’лни миняль-мутатаххирин. Субханака аллахумма ва бихамдика ашхаду ан ля иляха илля анта астагфирукя ва атубу иляйка.»

Перевод: «О Аллах! Сделай меня часто кающимся рабом и часто очищающимся. Ты далек от всех недостатков и изъянов.

О Аллах, я прославляю Тебя! Я свидетельствую, что нет другого божества, кроме Тебя! Я прошу прощения у Тебя и раскаиваюсь в своих грехах».

Салават: Ва саллаллаху ва салим ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммад».

Произнесение салаватов Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) после совершения вуду является сунной, тогда как произнесение «калимаи-шахадат» и ду’а представляет собой «мандуб» и опирается на следующий хадис:

«Если кто-либо из вас самым тщательным образом совершит вуду и затем скажет: «Я свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха, что у Него нет сотоварищей, и что Он Один. Также я свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник», без сомнения, перед этим человеком раскроются восемь дверей Рая. Он войдет в райские сады через ту дверь, через какую пожелает».

Хадис приведен в сборнике Муслима, а имам Тирмизи приводит такие слова: «Ты далек от каких бы то ни было недостатков и изъянов. О Аллах, я прославляю Тебя! Я свидетельствую, что нет другого божества, кроме Тебя! Я прошу прощения у Тебя и раскаиваюсь в своих грехах» [8].

  1. Стоя лицом в направлении киблы, выпить немного воды. В это время произнести следующую ду’а: «О Аллах, сделай меня праведным рабом, который, как только совершит грех, сразу кается и потом избегает грехов».
  2. После завершения вуду один, два или три раза прочитать суру «аль-Кадр».
  3. После завершения вуду – если позволяет время – выполнить два ракаата намаза-нафиль.

Все, что противоречит сунне или адабам, является тахриман- или танзихан-макрух.

 

Дуа, читаемые при совершении малого омовения (вуду)

 

Имам ан-Навави утверждает, что чтение различных ду’а при совер-шении вуду не подтверждается хадисами Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Ду’а, читаемые при омовении частей тела, дошли до нас со слов салафов (ранних мусульман), поэтому их чтение считают благочестивым поступком. Чтение ду’а, по мнению ханафитов и маликитов, является мустахаб, тогда как некоторые шафииты считают его мубах[9].

 

  1. Совершая вуду, нужно сначала произнести «А’узу» и «Бисмиллях», а затем сказать:

 

اَلْحَمْدُ لِلّٰهِ الَّذٖى جَعَلَ الْمَآءَ طَهُورًا وَ جَعَلَ اْلاِسْلاَمَ نُورًا

 

«Альхамдулилляхиллязи джааляль-маа тахуран ва джааляль-ислама нуран»

 

«Слава Аллаху, который сделал воду очищающей и сделал Ислам светом!»

 

  1. Набирая воду в рот, нужно сказать:

 

اَللّٰهُمَّ اَسْقِنِى مَنْ حَوْضِ نَبِيَّكَ كَ أْساً لاٰاظْمَ أُ بَعْدَهُ اَبَداً

 

«Аллахумма! Аскыни ман хавды набиййакя кяъсан ля азмаъу ба’даху абадан»

 

«О Аллах! Даруй мне милость отведать чашу воды из водоёма Каусар Пророка, после которой не будет больше жажды!»

 

  1. Набирая воду в нос, читают следующее:

 

اَللّٰهُمَّ لاَتَحْرِمْنِا رَايِحَة نَعِيمِكَ وَجِنَانِكَ

 

«Аллахумма ля тахримни роихат на’иимикя ва джинааникя»

 

«О Аллах! Не лишай меня благ и ароматов Твоего Рая!»

 

  1. Омывая лицо:

 

اَللّٰهُمَّ بَيِضْ وَجْهٖى بِنُورِكَ يَوْمَ تَبْيَضُّ وُجُوهٌ وَتَسْوَدُّ وُجُوهٌ        

 

«Аллахумма! Баййид ваджхи би нурикя йаума табйадду вуджухун ва тасвадду вуджух»

«О Аллах! В тот день, когда некоторые лица будут светлы, а некоторые темны (от горя), сделай мой лик светлым!»

 

  1. Омывая правую руку:

 

اَللّٰهُمَّ أَعْطِنٖى كِتَابٖى بِيَمٖينٖى وَحَاسِبْنٖى حِسَابًا يَسٖيرًا

 

«Аллахумма! Атыни китаби би йамини ва хасибни хисабан йасиран».

 

«О Аллах! Дай мою Книгу деяний с правой стороны и облегчи мне отчет!»

 

  1. Омывая левую руку:

 

«Аллахумма! Ля тутини китаби би шимали ва ля мин вараиз-захри ва ля тухасибни хисабан шадида»

 

«О Рабби! Не давай мою Книгу деяний ни с левой стороны, ни сзади. Не подвергай меня мучительному допросу!»

 

  1. Делая масх головы:

 

اَللّٰهُمَّ غَشِنٖى بِرَحْمَتِكَ وَ أَنْزِلْ عَلَىَّ مِنْ بَرَكَاتِكَ

 

«Аллахумма! Гашшини би рахматикя ва анзиль алеййа мин баракятикя»

 

«О Аллах! Покрой меня Своей милостью и ниспошли на меня Своё благословение!»

 

  1. Протирая уши:

 

اَللّٰهُمَّ اجْعَلْنٖى مِنَ الَّذٖينَ يَسْتَمِعُونَ الْقَوْلَ فَيَتَّبِعُونَ أَحْسَنَهُ

 

«Аллахумма-дж’альнии миналлязиина йастами’ууна-лькоуля файаттаби’ууна ахсана»

 

«О Аллах! Сделай меня таким рабом, который слышит слова Господа и следует самому прекрасному!»

 

  1. Протирая шею:

 

اَللّٰهُمَّ أَعْتِقْ رَقَبَتٖى مِنَ النَّارِ

 

«Аллахумма а’тик рокобати мина-ннаар»

 

«О Аллах! Защити мое тело от адского огня!»

 

  1. Омывая ноги:

 

اَللّٰهُمَّ ثَبِتْ قَدَمَىَّ عَلَى الصِرَاطِ يَوْمَ تَزِلُّ فٖيهِ اْلاَقْدَامُ

 

«Аллахумма! Саббит кадамеййа аля сырати йаума тазиллю фихиль-акдам».

 

«О Аллах! В тот день, когда стопы некоторых людей поскользнутся, утверди мои стопы на мосту Сырат».

[1] - Этикет (адаб) – это то, что пророк صلى الله عليه وسلم изредка делал, не устанавливая данное действие в качестве нормы (сунны). За его исполнение полагается награда, но ни порицания, ни греха за его пропуск нет. Это синоним рекомендуемого действия (мустахаб, мандуб), дополнительного поступка (татавву), добровольного акта (нафль). При отсутствии конкретных запретов, пропуск адаба не считается «несколько неугодным» (макрух-танзихан). (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:116; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:84, 439)

[2] - аш-Шавкани, Найлуль-Автар, 1/175.

[3] - «Ду’а» – молитвы и просьбы, обращенные к Аллаху.

[4] - аш-Шавкани, 1/153.

[5] - Ибн Абидин, 1/115; аш-Шавкани, 1/163; аль-Мавсили, аль-Ихтияр, 1/9.

[6] - Муслим, Тахара, 34, 35.

[7] - Аз-Зухайли, 1/254.

[8] - Муслим, Хадж, 276; Тахара, 17; Абу Дауд, Татавву, 26; Манасик, 63; ибн Маджа, Тахара, 57; Икама, 72; Тирмизи, Да’ват, 38.

[9] - Аз-Зухайли, 1/256.

Материал подготовлен по книгам: "Энциклопедия норм и правил ислама" изд. «Мир Знаний» 2013, "Основы исламских" изд. «Исламская книга», "Исламское право" авт. Адыгамов, "Восхождение к блаженству" авт. имам Шурунбуляли. Подготовил имам Р.Халявиев