Сунны малого омовения

Сунной называется действие, которое совершал Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), тот, кто его совершает, заслуживает вознаграждение, а тот, кто оставляет, не становится грешником, но может лишиться заступничества Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям).

Хукм (положение) сунны: за соблюдение мусульманина ожидает награда, за отрицание – наказание.

По мнению ханафитов, между сунной и мандуб существует значительная разница. Сунна «муаккада», хотя не фард, предполагает постоянное соблюдение, то есть, это такие действия, которые Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) совершал неизменно, но иногда, без всякой причины, не делал их.

Мандуб или мустахаб – это такие действия, которые Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) совершал не всегда. Говоря о действиях «мандуб», мы будем использовать термин «адаб». За соблюдение мандуб полагается саваб, за невыполнение – ничего не полагается.

 

  1. Сделать «ният» (намерение) совершить
  2. В начале вуду необходимо вымыть руки, включая запястья.
  3. Начинать совершение вуду с «а’узу» и «бисмиллях».
  4. «Мадмада» и «истиншак».
  5. Тщательно делать мадмада и истиншак.
  6. Использовать «мисвак».
  7. Соблюдение установленной последовательности.
  8. Начинать совершение вуду с правой стороны
  9. Трехкратное омовение частей тела.
  10. Начинать мытье рук и ног с пальцев.
  11. Тщательно вымыть руки до запястий, включая места между пальцами.
  12. Увлажнять бороду.
  13. Протереть волосы головы полностью.
  14. Масх (протирание) ушей.
  15. Тщательно протирать части тела при совершении вуду.
  16. Совершать вуду без перерывов.
  17. Масх (протирание) шеи.

Сунны вуду следующие:

  1. Сделать «ният» (намерение) совершить вуду для выполнения намаза, быть в состоянии ритуальной чистоты для выполнения повелений Аллаха. Является мустахаб совершение следующего намерения перед вуду: «Намереваюсь ради Аллаха совершить вуду».

   По мнению большинства ученых, за исключением ханафитов, намерение является фардом. При этом ханафиты ссылаются на то, что в аятах и хадисах нет прямого указания на ният для вуду. Также ханафиты сравнивают это с тем, что при очищении от наджасы и «сатр аурат» (сокрытии частей тела, которые нельзя открывать перед людьми), совершение нията не является необходимым условием. Другие мазхабы опираются на хадис Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): «Дела оцениваются по намерениям» [1]. Опираясь на этот хадис, они делают вывод, что ният перед намазом и таяммумом также является фардом. Кроме того, они приводят в качестве доказательства необходимость достижения искренности в намазе, а так как ритуал вуду предписан именно для намаза, то намерение является обязательным условием[2]. Время нията – начало мытья рук и лица.

  1. В начале вуду необходимо вымыть руки, включая запястья. Чтобы не запачкать сосуд с водой, мытье загрязненных рук является фардом. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) советовал своим сподвижникам: «Когда кто-то из вас встанет с постели, пусть первым делом, не опуская руки в сосуд с водой, помоет руки, так как ему не известно, где были его руки (к чему прикасались во время сна)» [3].
  2. Начинать совершение вуду с «а’узу» и «бисмиллях». Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Если перед вуду произнести «бисмиллях», это послужит причиной очищения всего тела. Но если кто-то совершит вуду без упоминания имени Аллаха, то вода очистит лишь омытые части тела» [4].
  3. «Мадмада» и «истиншак». После мытья рук необходимо набрать три раза в рот воды и хорошо прополоскать. Это называется «мадмада».

Троекратное набирание в нос воды называется «истиншак». В хадисе говорится: «Если кто-либо из вас начнет совершать вуду, сделает «мадмада», «истиншак» и «истинсар» (высмаркивание воды из носа), то, несомненно, вместе с водой будут смыты грехи и рта, и носа» [5].

  1. Тщательно делать мадмада и истиншак. Необходимо самым тщательным образом полоскать горло и рот. При истиншаке воду нужно втягивать глубоко, но человек, соблюдающий пост, может этого не делать.

Соблюдение последовательности при мадмада и истиншак, троекратное совершение этих действий, высмаркивание только левой рукой и как можно глубокое втягивание в нос воды – все это является сунна муаккада[6].

  1. Использовать «мисвак». Слово «сивак» переводится как: «тереть», и предмет, которым производят эти действия, называется «мисвак». Целью использования мисвака или же другого очищающего предмета (это может быть зубная щетка), является удаление налета и остатков пищи с зубов и десен.

Чистка зубов во время каждого совершения вуду предупреждает возникновение многих болезней как ротовой полости, так и желудка. Чистка зубов представляет собой также один из видов ибадата и способствует достижению милости Аллаха, ибо известны следующие слова Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям): «Мисвак – это чистота зубов и, в тоже время, — милость Аллаха» [7].. «Если бы я не опасался, что это затруднит мою умму, то приказал бы перед каждым намазом использовать мисвак». В передаче Ахмада бин Ханбаля существует другая версия этого хадиса: «Я приказал бы во время каждого совершения вуду использовать мисвак» [8].

Если под рукой нет мисвака или после его использования начинают кровоточить десны, можно использовать зубную щетку, пасту или же просто почистить десны пальцами. С медицинской точки зрения, использование мисвака – по сравнению с другими видами средств очистки ротовой полости – очень полезно для организма. Кроме того, поощряется частое использование мисвака в любой удобный момент, а не только во время совершения вуду или перед намазом[9].

  1. Соблюдение установленной последовательности. Совершать вуду необходимо в той последовательности, которая указана в аяте. Сначала нужно умыть лицо, затем руки (до локтей), затем сделать масх головы и только потом помыть ноги. А если на ногах есть специальная обувь (масихи), то по ее поверхности можно просто провести влажными руками. Хотелось бы отметить, что несоблюдение указанной последовательности не нарушает вуду, но при всем этом противоречит сунне Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям).

По Шафии и Ханбали, соблюдение указанной последовательности во время совершения вуду является фардом[10].

  1. Начинать совершение вуду с правой стороны. Сначала моют правую руку, а затем левую; сначала моют правую ногу, и потом левую. Досточтимая Айша (радыйаллаху анха) передала следующий хадис: «Обуваясь, расчесывая волосы, очищаясь и совершая любые другие действия, Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) любил начинать справа» [11].

Перечисленные части тела приведены в качестве примера. Мытье и других частей тела нужно начинать справа. Начинание любого дела справа является сунной.

  1. Трехкратное омовение частей тела. Однократное мытье является фардом, а двукратное и трехкратное – сунной. Мытье больше или меньше указанного противоречит сунне. Исключением являются те редкие случаи, когда мучают различные сомнения или не хватает воды.

Однажды Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) один раз совершил вуду и сказал: «Это вуду, которое угодно Аллаху». Потом он вновь совершил вуду, но при этом мыл части тела по два раза. Закончив вуду, он сказал: «Это как мой способ совершения вуду, так и предыдущих пророков» [12].

По мнению большинства факихов, достаточно одного протирания головы, так как во многих хадисах отмечается, что Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) мыл части тела по два или три раза, тогда как масх головы делал один раз[13].  Только шафииты придерживаются точки зрения, что трехкратное протирание головы является сунной. При этом они приводят слова Анаса бин Малика (радыйаллаху анху): «Желательно делать это три раза», и также на практические действия некоторых сподвижников[14].

  1. Начинать мытье рук и ног с пальцев.
  2. Тщательно вымыть руки до запястий, включая места между пальцами. При совершении вуду необходимо потирать руки и пальцы, чтобы обеспечить полное увлажнение. Нужно делать так, чтобы не осталось ни одного сухого места. Можно просто опустить пальцы в воду. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), обращаясь к сподвижникам, давал им такой совет: «Чтобы между ними не проник адский огонь (почистил), тщательно мойте между пальцами» [15].
  3. Увлажнять бороду. Кто имеет густую бороду, необходимо пропустить влажные пальцы сквозь бороду и провести ими снизу вверх. Что касается небольшой и негустой бороды, сквозь нее вода проникает легко, поэтому достаточно обычного мытья. В хадисе Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) сказано: «Во всем отличайтесь от мушриков: коротко подстригайте усы и удлиняйте бороды!» [16]. Сподвижники передают, что как-то пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) увлажнил бороду и сказал: «Мне повелел так сделать мой Господь» [17].
  4. Протереть волосы головы полностью. Это называется «полный масх». Нужно протереть волосы на всей голове влажными ладонями с разведенными пальцами в направлении от лица к затылку. Это является сунной[18].
  5. Масх (протирание) ушей. Согласно мнению большинства факихов, нужно заново увлажнить руки перед протиранием ушной раковины снаружи и внутри, и это является сунной. Доказательством является хадис Абдуллаха бин Зайда: «Я видел, как Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) совершал вуду. После масха головы он вновь увлажнил пальцы для масха ушей» [19]. Ханбалиты, опираясь на хадис «Уши относятся к голове» [20]. считают масх ушей ваджибом, однако многие ученые этот хадис считают «даиф» (слабым) [21].
  6. Тщательно протирать части тела при совершении вуду. Факихи утверждают, что это является сунной, так как в аяте, где повелевается совершение вуду, об этом не упомянуто. Также об этом ничего не говорится в хадисах. Однако маликиты считают протирание фардом[22].
  7. Совершать вуду без перерывов. То есть, не доводя до высыхания одной части тела, мыть следующую. В книгах по фикху это называется «мувалат» или «вила». Но быстрое высыхание вследствие жаркой погоды не влияет на мувалат. По мнению некоторых факихов, смысл мувалата заключается не в быстром омовении. По их мнению, во время совершения вуду нельзя отвлекаться и заниматься посторонними делами. Ханафиты и шафииты считают мувалат сунной, тогда как маликиты и ханбалиты – фардом[23].
  8. Масх (протирание) шеи. После масха головы и ушей нужно тут же обратной стороной ладони и тремя пальцами (без дополнительного увлажнения) провести по шее. В некоторых источниках утверждается, что масх шеи является мустахаб или мандуб[24].

 

[1] - Бухари, Бадуль-вахи, 1; Муслим, Имара, 155.

[2] - аль-Майдани, 1/14; ибн Рушд, 1/21; ибн Кудама, 1/110; аз-Зухайли, 225.

[3] - Бухари, Вуду, 26, Бадуль-хальк, 11; Муслим, Тахара, 87, 88; Абу Дауд, Тахара, 50; Тирмизи, Тахара, 19; Насаи, Тахара, 72.

[4] - аш-Шавкани, Найлуль-Автар, 1/135.

[5] -Муслим, Мусафирин, 294; ибн Маджа, Тахара, 6.

[6] - Ибн Абидин, 1/108.

[7] - аш-Шавкани, 1/102; Бухари, Саум, 27; Насаи, Тахара, 4.

[8] - Муслим, Имара, 103, 106-108, Тахара, 42, Масаджид, 219; Бухари, Иман, 26, Мавакыт, 24, Джумуа, 8, Саум, 27; Ахмад бин Ханбаль, 1/80, 120, 2/245.

[9] - ибн Хумам, 1/15; аль-Майдани, 1/14; аш-Ширази, 1/13; ибн Кудама, 1/95-97.

[10] - аль-Касани, 1/17; ибн Хумам, 1/23; ибн Рушд, 1/16.

[11] - Бухари, Салят, 47, Ат`има, 5; Муслим, Тахара, 66-67.

[12] - Бухари, Вуду, 22-24; Абу Дауд, Тахара, 52-54; Тирмизи, Тахара, 32-35; ибн Маджа, Тахара, 45-47.

[13] - Бухари, Вуду, 7, 24, 28, 38-42, Саум, 27; ибн Маджа, Тахара, 6, 51-53; Ахмад бин Ханбаль, 1/58-59.

[14] - аз-Зухайли, 1/247, 248.

[15] - Абу Дауд, Тахара, 56, 59; Тирмизи, Тахара, 30; Саум, 68; Насаи, Тахара, 91.

[16] - Муслим, Тахара, 56; Абу Дауд, Тахара, 29; Тирмизи, Адаб, 14; Насаи, Зина, 56.

[17] - Зайлаи, 1/23; аш-Шавкани, 1/148.

[18] - аш-Шавкани, 1/158.

[19] - Зайлаи, 1/22.

[20] -аш-Шавкани, 1/180.

[21] -аз-Зухайли, 1/249.

[22] -аш-Шавкани, 1/244; аз-Зухайли, 1/235.

[23] -Ибн Абидин, 1/113; ибн Рушд, 1/17.

[24] -аль-Мавсили, Ихтияр, 1/9; аз-Зухайли, 1/253; ибн Абидин, 1/115.




Материал подготовлен по книгам: "Энциклопедия норм и правил ислама" изд. «Мир Знаний» 2013, "Основы исламских" изд. «Исламская книга», "Исламское право" авт. Адыгамов, "Восхождение к блаженству" авт. имам Шурунбуляли. Подготовил имам Р.Халявиев