Очищение после испражнения (истинжа и истибра)

Очищение места, откуда выделяется кровь, сперма, моча, кал и т.д., и прилегающих участков называется «истинжа». Очищения можно совершать как водой, так и небольшими камнями. Но это нельзя делать на виду у людей. Лучше всего очищаться сначала камнями, а потом – водой. Очищение костями, кусками угля, ватой или бумагой является макрух. Однако известно, что жители селения Куба после обмывания водой вытирались, и Всевышний Аллах одобрительно отозвался о них в Коране[1]. Когда Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у них о том, каким образом они очищались, они ответили: «Водой и камнями» [2].

Очищение от наджасы в количестве, которое препятствует соблюдению условий для правильного намаза, является фардом.

После отправления малой нужды нужно немного походить, покашлять или же полежать на левом боку, подвигать ногой и т. д. Подобное очищение называется «истибра». Омовение определенных частей тела необходимо начинать только после того, как появится уверенность, что больше из мочеиспускательного канала не будет выделения мочи. В противном случае (если будет капать моча), вуду не будет считаться действительным.

Более тщательное очищение, то есть очищение, после которого не остается следов от мочи и т.п. нечистот, называется «истинжа». После отправления малой нужды нужно подмыться водой и тут же вытереть тряпочкой, чтобы таким образом уменьшить расход воды.

Предписание делать «истибра» исходит из следующего хадиса ибн Аббаса (радыйаллаху анхума): «Однажды Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) прошел мимо двух могил и сказал: «Эти двое испытывают могильные муки. Но не по причине больших (грехов). Один из них после отправления нужды не совершал истибра, а второй сплетничал о других» [3].

[1] — Сура ат-Тауба, 9/108.

[2] — Зайлаи, Насбур-Рае, 1/318; аз-Зухайли, 1/196.

[3] — Бухари, Вуду, 55, 56, Джанаиз, 89; Адаб, 46, 49; Муслим, Тахара, 111; Абу Дауд, Тахара, 11; Тирмизи, Тахара, 53; Насаи, Тахара, 26, 116; ибн Маджа, Тахара, 26.