Чтобы совершить определенные виды ибадата, необходимо очистить тело, одежду и место поклонения от нечистоты. Всевышний Аллах повелевает:
«очисти одежды свои» [1].
«[Вспомни,] как мы сделали Мекканский дом местом сбора и прибежищем для людей. Сделайте же место стояния Ибрахима местом свершения молитвы. Мы повелели Ибрахиму и Исмаилу: «Содержите в чистоте мой дом для совершающих обход вокруг него, для уединяющихся, преклоняющихся и падающих ниц»[2].
Но первым делом нужно уделить внимание физической чистоте тела. Для тех, кому предписано обязательное совершение намаза, также обязательно физическое и духовное очищение. Для этого должны быть соблюдены условия:
1.Быть мусульманином. Для неверующего не обязательно ритуальное очищение. Согласно взглядам ханафитов, так как у неверующих нет в душе имана (веры), для них нет необходимости соблюдать религиозные предписания. В Судный день им, несомненно, придется держать ответ за это, и они будут наказаны. Однако многие факихи утверждают, что религиозные предписания касаются и неверных. При этом намаз неверного считается недействительным. Также и муртаду (вероотступник) – пока он вновь не примет Ислам – не обязательно возмещение своевременно не выполненных намазов. Только представители шафиитов доказывают, что муртадам обязательно возмещение этих намазов.
2.Быть здравомыслящим. Для умалишенных или тех, кто находится в бессознательном состоянии, не обязательно совершать вуду. Ответственность за поступки начинается с момента выздоровления или возвращения сознания. Но что касается человека, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, он не освобождается от данной обязанности.
3.Достижение совершеннолетнего возраста. Для ребенка вуду не обязательно, однако по достижении им семи лет рекомендуется учить его правилам совершения намаза и соблюдению чистоты. Но после достижения десяти лет за несоблюдение чистоты и несовершение намаза ребенка можно наказывать.
4.Окончание менструального цикла и прекращение послеродовых кровотечений у женщин.
5.Наступление времени выполнения ибадата.
6.Не быть в состоянии сна.
7.Не забывать о своих обязанностях. Состояние сна или забывчивости считается уважительной причиной несоблюдения чистоты или невыполнения намаза. Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Пусть тот, кто проспит время намаза или забудет прочитать намаз, выполнит (его) сразу же, как только вспомнит!»[3].
8.Не должно быть никакого принуждения. По этому поводу Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил следующее:
«Бесспорно, Всевышний Аллах не станет спрашивать за те проступки, которые совершены по ошибке, забывчивости или по принуждению»[4].
9.Наличие воды или чистого песка. Главным средством очищения является вода, однако в случае отсутствия воды или, если есть вода, но нет возможности воспользоваться ею, дозволяется очищение другими средствами, т. е. совершение таяммума. (В следующих главах будет пояснение по этой теме).
________________________________________________
[1] - Сура аль-Муддассир, 74/4.
[2] - Сура аль-Бакара, 2/125.
[3] - 455 Абу Дауд, Салят, 11; Ибн Маджа, Салят, 10; Насаи, Мавакыт, 53.
[4] - Бухари, Талак, 11; Ильм, 44, Шурут, 12, Анбия, 27; ибн Маджа, Талак, 16-20.