Есть три категории омовения: обязательное, необходимое и рекомендуемое.
- Вуду, являющееся фардом
В двух случаях вуду является фардом:
- Перед выполнением намаза совершение вуду является фардом. При этом не имеет значения, какой это намаз – фард, ваджиб, нафиль, джаназа или намаз, считающийся неполным, т.е. сажда тилават. На это указывает аят [1] об обязательности вуду и хадис Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): «Аллах никогда не примет ваши намазы, совершенные в оскверненном состоянии, до тех пор, пока вы не совершите вуду» [2]
- б) Также является фардом совершение вуду для того, чтобы прикоснуться или взять в руки Коран. Это касается любого предмета, на котором написаны аяты из Корана. Доказательством является аят:
«Воистину, этот Коран велик и храним в Сокровенном Писании: пусть к нему прикасаются только очистившиеся» [3].
И хадис Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям): «К Корану могут прикоснуться лишь чистые люди» [4].
- Вуду ваджиб
а) По мазхабу Ханафи, совершение вуду для тавафа[5] Каабы для каждого мусульманина является ваджибом. Однако большинство факихов считают это фардом. В качестве доказательства они приводят хадис: «Таваф Байтуллах (дома Аллаха) – это намаз, который отличается от других тем, что здесь Аллах позволил говорить. Кто разговаривает во время тавафа, пусть говорит только хорошее» [6]. При этом ханафиты не считают таваф настоящим намазом, поэтому его действительность не зависит от состояния вуду. За невыполнение ваджиба нужно совершить искупительное жертвоприношение.
б) или прикоснуться к толкованию Корана (тафсиру). а) Некоторые ханафитские теологи считали дозволенным для человека в состоянии малой нечистоты прикасаться к тафсиру только в случае, если бо́льшая его часть не является непосредственно текстом Корана. К такому мнению склонялся Ибн Абидин.
Другие теологи считали, что, даже если бо́льшая часть – текст Корана, все равно можно касаться остальной части книги, не являющейся текстом Корана. Это мнение является менее веским.
В любом случае сходятся на том, что в состоянии малой нечистоты нельзя касаться непосредственно самого текста Корана в любой книге – как в тафсире, так и в др. [9]
- Вуду мандуб
Постоянное нахождение в состоянии ритуальной чистоты является мандуб. Также желательно совершать вуду для чтения на память Корана, азана и икамата, чтобы брать в руки религиозные книги, обучать людей религиозным знаниям, перед омовением тела усопшего, для сопровождения похоронной процессии, чтобы справиться с чувством гнева. После такого вуду можно выполнять намаз или брать в руки Коран[7].
Но если кто-то снова будет совершать вуду, хотя вуду не нарушилось, то это считается макрух по причине бесполезной траты воды. Категорически запрещается совершение вуду водой, отобранной у кого-либо или принадлежащей сиротам[8].
[1] - Сура аль-Маида, 5/6.
[2] - Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи со слов Абу Хурайры.
[3] - Сура аль-Вакы’а, 56/77-79.
[4] - аш-Шавкани, Найлуль-Автар, 1/205.
[5] - Таваф – ритуальное хождение вокруг Каабы.
[6] - Зайлаи, Насбур Рае, 3/57.
[7] - аз-Зухайли, 1/210-212.
[8] - Ибн Абидин, Раддуль-Мухтар, 1/111.
[9] - (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:206; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:119)
Материал подготовлен по книгам: "Энциклопедия норм и правил ислама" изд. «Мир Знаний» 2013, "Основы исламских знаний" изд. «Исламская книга», "Исламское право" авт. Адыгамов, "Восхождение к блаженству" авт. имам Шурунбуляли. Подготовил имам Р.Халявиев