Обстоятельства, при которых омовение не нарушается

В следующих случаях омовение (вуду) не нарушается:

  1. Если кровь, гной или сукровица, выделившиеся из половых органов или заднего прохода не растеклись по краям или же выступили в форме капли.
  2. Если отпала корка, покрывающая рану, и кровь не выступила.
  3. Отделяемая с поверхности пролежней влага и опрелости между пальцами.
  4. Кровь изо рта, если по объему меньше слюны.
  5. Необильная рвота.
  6. По мнению Абу Ханифы и Имама Мухаммада, если через рвоту выделилось большое количество слизи, то вуду не нарушается, тогда как Абу Юсуф считал, что слизь, выделившаяся из желудка, нарушает вуду.
  7. Выпадение из ушей, носа или какой-либо раны червей. Эти черви считаются чистыми. Как правило, они покрыты влажной кожицей, и эта влага не растекается.
  8. Прикосновение рукой к половым органам.

Когда у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) спросили о том, нужно ли заново совершить вуду мужчине, который дотронулся до полового органа, он ответил: «Это же часть твоего тела или твой же кусок мяса» [1].Передано, что по этому поводу Али (радыйаллаху анху) ответил следующее: «Меня абсолютно не волнует: дотронулся я до него (до полового органа) или до носа» [2].

Шафииты считают, что если мужчина или женщина прикоснулись руками к своим или чужим обнаженным половым органам или заднему проходу, то в этом случае вуду нарушается. Этого же мнения придерживаются маликиты и ханбалиты. В качестве довода они приводят следующие хадисы: «Пусть тот, кто коснулся полового органа, не становится на намаз, пока не совершит вуду» [3].

«Если кто-либо коснется мужского полового органа (голыми руками), пусть совершит вуду» [4].

Как видно, в этом вопросе доказательства большинства факихов более достоверны, тогда как хадис, сообщенный Тальком бин Али, на который опираются ханафиты, считается заиф (слабым). Даже существует мнение, что он отменен и не имеет силы закона[5].

Кроме того, не стоит упускать из виду, что в результате прикосновения всегда существует вероятность выделения жидкости, называемой «мази», которое нарушает вуду.

  1. «Хукна» – лекарственное средство, извлеченное из заднего прохода и не имеющее запаха. Но в этом случае предпочтительнее заново совершить вуду.
  2. Жидкость, закапанная (с медицинской целью) в половой орган мужчины и затем вытекшая обратно, по мнению Абу Ханифы, вуду не нарушает.
  3. Рвота сгустком крови.
  4. Попадание крови в нос и в ухо, при котором она не достигает тех мест в носу или ухе, которые моются при вуду и гусуле.
  5. Следы крови, которые остаются на яблоке, или на поверхности какого-либо твердого фрукта, или на мисваке (щетке), и которые не растекаются.
  6. Кровь, которую высосали различные насекомые, как блохи, вши, комары, черные мухи и др. Но кровь, вытекающаяся из раны после отпадания насосавшейся пиявки, нарушает вуду.
  7. Вуду не нарушается, если заснуть, плотно прижавшись к сиденью. Также не нарушает вуду сон стоя или сидя, или в положении руку’ или сажда.
  8. 16. Громкий смех вне намаза, а также во время намаза-джаназа или сажда-тилават.

По мнению шафиитов, громкий смех во время намаза вуду не нарушает.

  1. Улыбка или тихий смех, звук которого никто не слышит, даже сам читающий намаз, не нарушает ни вуду, ни намаз.

Если кто-то засмеется и только сам услышит этот смех, у него нарушается только намаз, тогда как вуду сохраняется.

  1. Не нарушает вуду плач или рыдания.

 

То, что не препятствует правильности вуду

  1. Грязь под ногтями, грязь на теле в результате потоотделения, а также яйца мух и блох.
  2. Краска под ногтями или въевшаяся в кожу рук в результате профессиональной деятельности маляров. Но следы краски на теле других людей, образующие пленку и препятствующие проникновению воды на кожу, мешают целостности вуду. Также препятствует совершению вуду воск, тесто и другие вещества.
  3. Если лекарство, помещенное на рану, растеклось по краям, то моется только это место. Если мытье может причинить вред, то можно ограничиться протиранием.
  4. Если кто-то твердо уверен, что совершил вуду, но вдруг начал сомневаться в сохранности вуду, то в этом случае принимается решение о его сохранности. Но если кто-то знает, что у него нарушилось вуду, но сомневается, совершал он после этого вуду или нет, то принимается решение о нарушении вуду. Таково мнение большинства ученых, ибо то, о чем твердо известно, не может терять силы из-за сомнений. Доказательством является хадис, переданный Абдуллахом ибн Зайдом: «Когда у одного из сподвижников возникли сомнения относительно сохранности вуду, Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) заметил: «Пока он не услышит звук или не почувствует запах, пусть не прерывает намаз» [6].
  5. Не является обязательным мытье части тела, относительно которого постоянно появляются сомнения (васваса) при вуду или после него. Если же такие сомнения бывают иногда, то эту часть тела необходимо помыть.
  6. Мусульманин, у которого отсутствует какая-либо часть тела, обязательная для омовения, моет те, что имеются. Часть тела, восстановленная операционным путем, заменяет собой естественную.
[1] - Зайлаи, Насбур-Рае, 1/60; аш-Шавкани, 1/198.

[2] - аз-Зухайли, 1/278.

[3] - Ибн Ханбаль, Муснад, 2/223; Зайлаи, Насбур Рае, 1/54.

[4] - Бухари, Ильм, 53; Салят, 9; Хадж, 21; Абу Дауд, Тахара,69; Тирмизи, Тахара, 61.

[5] - аз-Зухайли, 1/279.

[6] - Бухари, Вуду, 34.
Из книги: "Энциклопедия норм и правил ислама" Подготовил Р.Халявиев. 
Книга была скачена из общедоступных ресурсов интернета, не содержит указаний на запрет и каких-либо ограничений для заимствования. Мы уважаем права собственности и не намерены их нарушать. Если размещенный материал нарушает ваши авторские права, просим написать нам на почту udachnymilost@gmail.com. Со своей стороны, мы обязуемся удалить всю публикацию нарушающую ваше право собственности.