В следующих случаях омовение (вуду) не нарушается:
- Если кровь, гной или сукровица, выделившиеся из половых органов или заднего прохода не растеклись по краям или же выступили в форме капли.
- Если отпала корка, покрывающая рану, и кровь не выступила.
- Отделяемая с поверхности пролежней влага и опрелости между пальцами.
- Кровь изо рта, если по объему меньше слюны.
- Необильная рвота.
- По мнению Абу Ханифы и Имама Мухаммада, если через рвоту выделилось большое количество слизи, то вуду не нарушается, тогда как Абу Юсуф считал, что слизь, выделившаяся из желудка, нарушает вуду.
- Выпадение из ушей, носа или какой-либо раны червей. Эти черви считаются чистыми. Как правило, они покрыты влажной кожицей, и эта влага не растекается.
- Прикосновение рукой к половым органам.
Когда у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) спросили о том, нужно ли заново совершить вуду мужчине, который дотронулся до полового органа, он ответил: «Это же часть твоего тела или твой же кусок мяса» [1].Передано, что по этому поводу Али (радыйаллаху анху) ответил следующее: «Меня абсолютно не волнует: дотронулся я до него (до полового органа) или до носа» [2].
Шафииты считают, что если мужчина или женщина прикоснулись руками к своим или чужим обнаженным половым органам или заднему проходу, то в этом случае вуду нарушается. Этого же мнения придерживаются маликиты и ханбалиты. В качестве довода они приводят следующие хадисы: «Пусть тот, кто коснулся полового органа, не становится на намаз, пока не совершит вуду» [3].
«Если кто-либо коснется мужского полового органа (голыми руками), пусть совершит вуду» [4].
Как видно, в этом вопросе доказательства большинства факихов более достоверны, тогда как хадис, сообщенный Тальком бин Али, на который опираются ханафиты, считается заиф (слабым). Даже существует мнение, что он отменен и не имеет силы закона[5].
Кроме того, не стоит упускать из виду, что в результате прикосновения всегда существует вероятность выделения жидкости, называемой «мази», которое нарушает вуду.
- «Хукна» – лекарственное средство, извлеченное из заднего прохода и не имеющее запаха. Но в этом случае предпочтительнее заново совершить вуду.
- Жидкость, закапанная (с медицинской целью) в половой орган мужчины и затем вытекшая обратно, по мнению Абу Ханифы, вуду не нарушает.
- Рвота сгустком крови.
- Попадание крови в нос и в ухо, при котором она не достигает тех мест в носу или ухе, которые моются при вуду и гусуле.
- Следы крови, которые остаются на яблоке, или на поверхности какого-либо твердого фрукта, или на мисваке (щетке), и которые не растекаются.
- Кровь, которую высосали различные насекомые, как блохи, вши, комары, черные мухи и др. Но кровь, вытекающаяся из раны после отпадания насосавшейся пиявки, нарушает вуду.
- Вуду не нарушается, если заснуть, плотно прижавшись к сиденью. Также не нарушает вуду сон стоя или сидя, или в положении руку’ или сажда.
- 16. Громкий смех вне намаза, а также во время намаза-джаназа или сажда-тилават.
По мнению шафиитов, громкий смех во время намаза вуду не нарушает.
- Улыбка или тихий смех, звук которого никто не слышит, даже сам читающий намаз, не нарушает ни вуду, ни намаз.
Если кто-то засмеется и только сам услышит этот смех, у него нарушается только намаз, тогда как вуду сохраняется.
- Не нарушает вуду плач или рыдания.
То, что не препятствует правильности вуду
- Грязь под ногтями, грязь на теле в результате потоотделения, а также яйца мух и блох.
- Краска под ногтями или въевшаяся в кожу рук в результате профессиональной деятельности маляров. Но следы краски на теле других людей, образующие пленку и препятствующие проникновению воды на кожу, мешают целостности вуду. Также препятствует совершению вуду воск, тесто и другие вещества.
- Если лекарство, помещенное на рану, растеклось по краям, то моется только это место. Если мытье может причинить вред, то можно ограничиться протиранием.
- Если кто-то твердо уверен, что совершил вуду, но вдруг начал сомневаться в сохранности вуду, то в этом случае принимается решение о его сохранности. Но если кто-то знает, что у него нарушилось вуду, но сомневается, совершал он после этого вуду или нет, то принимается решение о нарушении вуду. Таково мнение большинства ученых, ибо то, о чем твердо известно, не может терять силы из-за сомнений. Доказательством является хадис, переданный Абдуллахом ибн Зайдом: «Когда у одного из сподвижников возникли сомнения относительно сохранности вуду, Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) заметил: «Пока он не услышит звук или не почувствует запах, пусть не прерывает намаз» [6].
- Не является обязательным мытье части тела, относительно которого постоянно появляются сомнения (васваса) при вуду или после него. Если же такие сомнения бывают иногда, то эту часть тела необходимо помыть.
- Мусульманин, у которого отсутствует какая-либо часть тела, обязательная для омовения, моет те, что имеются. Часть тела, восстановленная операционным путем, заменяет собой естественную.
[1] - Зайлаи, Насбур-Рае, 1/60; аш-Шавкани, 1/198.
[2] - аз-Зухайли, 1/278.
[3] - Ибн Ханбаль, Муснад, 2/223; Зайлаи, Насбур Рае, 1/54.
[4] - Бухари, Ильм, 53; Салят, 9; Хадж, 21; Абу Дауд, Тахара,69; Тирмизи, Тахара, 61.
[5] - аз-Зухайли, 1/279.
[6] - Бухари, Вуду, 34.
Из книги: "Энциклопедия норм и правил ислама" Подготовил Р.Халявиев.
Книга была скачена из общедоступных ресурсов интернета, не содержит указаний на запрет и каких-либо ограничений для заимствования. Мы уважаем права собственности и не намерены их нарушать. Если размещенный материал нарушает ваши авторские права, просим написать нам на почту udachnymilost@gmail.com. Со своей стороны, мы обязуемся удалить всю публикацию нарушающую ваше право собственности.