Обстоятельства, нарушающие омовение

Вуду нарушается в следующих случаях:

  1. Выход мочи, экскрементов, крови, спермы, «мази», «вади» и других видов наджасы или жидкости.

В Коране Аллах повелел:

«Иль выходили по естественной нужде и возвратились» [1].

В этом аяте имеется в виду отправление естественных надобностей. С другой стороны, обращаясь к Фатыме бинти Абу Хубайш, у которой была «истихада», Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Если это месячные кровотечения, то это известная темная кровь, и в этом случае намаз не совершай. Если же это другая кровь, то тогда соверши вуду и выполняй намаз. Это кровь, которая выделяется в результате разрыва капилляров» [2].

 

  1. Выпускание газов из кишечника. Когда у одного из сподвижников возникли сомнения относительно сохранности вуду, Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) заметил, «что пока не послышится звук или не ощутится запах, вуду не нарушается» [3].

  

  1. В случае любых выделений из половых органов, а также истечения крови, гноя из ротовой полости, носа или любого другого органа. Что касается выделения крови из ротовой полости, то, если крови больше, чем слюны, вуду нарушается. Если меньше – не нарушается. Это можно определить по цвету. Если выделившаяся кровь потечет (выйдет за границы раны), вуду нарушается, если же крови выступило размером с игольное ушко или она застыла в виде капельки, вуду не нарушается. Вуду не испортится, если вытереть кровь пальцем или рукой.

Данное правило действует и в отношении гноя или жидкости, выделяемой из раны.

Сукровица, выделяющаяся из ран, относится к кровянистым выделениям, то есть в таких случаях вуду нарушается. Однако некоторые ученые считают, что не нарушается. Факихи-мутаахир утверждают, что можно руководствоваться последним мнением.

Утверждение ханафитов о нарушении вуду в результате выделения крови основано на следующих хадисах Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): «После каждого выделения крови нужно совершить вуду» [4].

«Если у кого-либо во время намаза выделятся рвотные массы или из носа потечет кровь, пусть он прервет намаз и совершит заново вуду. Но при этом пусть ни с кем не говорит и продолжает намаз с прерванного места» [5].

«Не стоит совершать вуду из-за нескольких капель крови, если, конечно, кровь не растеклась» [6].

Ханбалиты утверждают, что если небольшое количество крови даже растекается, вуду не нарушается, тогда как маликиты и шафииты считают, что вуду не нарушается в любом случае, независимо от количества истекающей крови. Они исходят из хадиса, переданного Анасом (радыйаллаху анху): «Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) сделали кровопускание, и он, не совершая вновь вуду, начал выполнять намаз. Он только помыл то место, откуда выпускали кровь» [7].

Также известно, что когда Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) вместе с мусульманами был в походе «Затур-рика», один из мусульман был ранен стрелой. Хотя из раны сочилась кровь, тот совершил руку’ и сажда, и таким образом завершил намаз. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ничего не сказал ему» [8].

  

  1. Рвота (если рвотные массы заполнили рот). Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Рвота нарушает вуду» [9]. Также нарушается вуду, если наружу (из желудка) выделилась пища, сгустившаяся кровь или желчь. Тогда как слизь относят к слюне, и поэтому вуду не нарушается.

Шаффи и Маликиты считают, что рвота не нарушает вуду[10].

 

  1. Также нарушают вуду состояния, при которых теряется или отключается сознание. Например, сон, потеря сознания или рассудка, опьянение или припадок.

Вуду нарушается, если заснуть на спине, или сидя по-турецки, или оперевшись на локти, или вытянув ноги. Также нарушается вуду, если заснуть в состоянии сажда, но не во время намаза; если заснуть, опершись о какой-либо предмет, при удалении которого человек может упасть. Вуду нарушается, если у спящего бедра не касаются земли или пола, так как в этом положении достигается максимальное расслабление тела. По мнению шафиитов, если человек спит сидя, плотно прижавшись к земле, то вуду не нарушается, так как в этом случае можно быть уверенным, что не произойдет испускания газов или выделения наджасы.

Когда человек засыпает, теряя связь с внешним миром, он ничего не ощущает. Если при этом седалищные мышцы расслаблены, может произойти испускание газов. В этих случаях основным фактором нарушения вуду являются именно газы, поэтому Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Глаза – это сторож ягодиц. Поэтому каждый, кто заснул, пусть совершит вуду» [11]. «Глаза – это сторож ягодиц. И стоит человеку заснуть, как он теряет контроль» [12].

Следовательно, если кто-то заснет во время намаза, стоя, в руку’ или сажда, или в другое время, то вуду не нарушается.

 

  1. «Фахиш мубашарат». По мнению ханафитов, если мужчина и женщина соприкоснутся половыми органами или животами напрямую или через тонкую материю, то вуду нарушается. В данном случае не имеет значения: произошло выделение семени или нет. Имам Мухаммад считает, что если не произошло выделения какой-либо жидкости или «мази», вуду не нарушается. Мнение, что просто прикосновение к женщине не нарушает вуду, основано на следующих доводах:

В Коране говорится: «или соприкоснулся с женщиной…»[13]. Слово «прикосновение», приведенное в этом аяте, по мнению Ибн Аббаса (радыйаллаху анхума) означает «интимная связь». Но в аяте об этом сказано в деликатной форме. Шафииты берут за основу прямое значение и утверждают, что слово «Ламс» имеет значение «трогать руками», «прикасаться телами». Исходя из этого, шафииты считают, что если мужчина прикоснется рукой или телом (без преграды) к какой-либо женщине, с которой его не связывают никакие родственные связи, основанные на кровном или молочном родстве, или же образовавшиеся после (путем брака), то вуду обоих нарушается. Исключением являются волосы женщины, зубы и ногти. Однако маликиты и ханбалиты при обсуждении вопроса о прикосновении мужчины и женщины, делают оговорку, что если при этом «произошло возбуждение или ощущение наслаждения».

Ханафиты в качестве довода приводят следующий хадис: Айша (радыйаллаху анха) рассказывала: «Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) целовал одну из своих супруг и, не совершая вуду, приступал к намазу» [14].

«Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) совершал намаз, когда я лежала вытянувшись перед ним. Однажды, желая прочитать намаз витр, он прикоснулся ко мне ногой» [15].

Эти хадисы, сообщенные досточтимой Айшой (радыйаллаху анха), доказывают, что от прикосновения к женщине вуду не нарушается.

  

  1. Громкий смех во время намаза, то есть, который слышат рядом стоящие люди. Доказательством является следующий хадис: «Если один из вас во время намаза громко засмеется, пусть он заново совершит и вуду, и намаз» [16]. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал это с целью наказания лица, совершающего намаз, и чтобы впредь не допустить повторения подобных случаев. В другое время громкий смех не нарушает вуду. По всем другим признанным мазхабам громкий смех портит только намаз.

  

  1. Также нарушается вуду, если ткань или вата, помещенная в половые органы мужчины или женщины, промокнет насквозь. Или при удалении из половых органов вата или ткань окажутся влажными.

  

  1. Интимная связь.

  

  1. Окончание срока масха, который (для мукыма) [17]. длится 24 часа, а для путника – трое суток. А также портит вуду снимание с ног масихов[18].

  

  1. Если истекло время намаза, для которого человек, имеющий уважительные причины, совершил вуду.

  

  1. Если человек, совершивший таяммум, нашел воду или добрался до источника воды.

(Последние три пункта будут подробно рассмотрены в следующих главах) [19].

Лучше всего ко всем вопросам, по которым существуют различные мнения ученых, подходить очень осторожно. Например, если у ханафита возникнет какая-либо ситуация, при которой его вуду (согласно положениям ханафитского мазхаба) не нарушается, тогда как по другим мазхабам нарушается, то лучше всего ему заново совершить вуду, чтобы избежать разногласий. Особенно осмотрительными нужно быть имамам, руководящим намазами людей различных мазхабов.

[1] - Сура аль-Маида, 5/6.
[2] - Абу Дауд, Тахара, 109, 110; Насаи, Тахара, 137, Хайд, 6.
[3] - Бухари, Вуду, 34.
[4] - Зайлаи, Насбур-Рае, 1/37; ибн Хумам, 1/39.
[5] - Зайлаи, Насбур-Рае, 1/38; аш-Шавкани, 1/187; Малик, Муватта, Тахара, 46, 47.
[6] - Зайлаи, Насбур-Рае, 1/44; аш-Шавкани, 1/189.
[7] - Бухари, Ильм, 5; Вуду, 34; Муслим, Хайд, 18; Насаи, Тахара, 111, Гасль, 28; ибн Маджа, Тахара, 64-70.
[8] - Бухари, Вуду, 34.
[9] - Тирмизи, Тахара, 64.
[10] - аз-Зухайли, 1/270.
[11] - Ибн Маджа, Вуду, 62; Абу Дауд, Тахара, 79; Ахмад бин Ханбаль, 1/111
[12] - Дарими, Вуду, 48.
[13] - Сура аль-Маида, 5/6.
[14] - Абу Дауд, 68; Тирмизи, Тахара, 63; Ахмад бин Ханбаль, 6/210.
[15] - аш-Шавкани, 1/196.
[16] - Зайлаи, Насбур-Рае, 1/47-54.
[17] - Мукым – постоянный житель какой-либо местности.
[18] - Масих – кожаная обувь.
[19] - аль-Касани, Бадаиус-санаи, 1/24-33; ибн Хумам, 1/24-37; аль-Майдани, аль-Любаб, 1/17-20; ибн Абидин, 1/124-138; аш-Шурунбуляли, стр. 14; аз-Зайлаи, Тыбьянуль-хакаик, 1/7; аш-Ширази, аль-Мухаззаб, 1/22; ибн Рушд, 1/168.


Из книги: "Энциклопедия норм и правил ислама" Подготовил Р.Халявиев.
Книга была скачена из общедоступных ресурсов интернета, не содержит указаний на запрет и каких-либо ограничений для заимствования. Мы уважаем права собственности и не намерены их нарушать. Если размещенный материал нарушает ваши авторские права, просим написать нам на почту udachnymilost@gmail.com. Со своей стороны, мы обязуемся удалить всю публикацию нарушающую ваше право собственности.