Есть два вида неугодных действий:
- а) совершенно неугодные (макрух-тахриман) – их необходимо (ваджиб) избегать, совершение их без уважительной причины является грехом;
- б) несколько неугодные (макрух-танзихан) – их лучше избегать, но за их совершение, даже без уважительной причины, греха нет. [1]
Между этими двумя категориями находятся «неправильные поступки» (иса́а), то есть они хуже несколько неугодных действий, но лучше совершенно неугодных, а значит, нe являются грехом. Их часто связывают с однократным беспричинным пропуском выделенной сунны. Но постоянный беспричинный пропуск выделенной сунны – грех, хотя и меньший, чем при пропуске необходимого (ваджиб) и, уж тем более, обязательного (фарз). [2]
В число неугодных (макрух) действий в омовении входят:
- Расточительство воды (Исраф). Расточительство – это использование воды в количестве больше необходимого, установленного исламским правом, например, более трех полноценных умываний каждой части тела с убеждением, что это сунна. [3]
- Чрезмерная экономия воды. То есть порицается и малый расход воды в количестве меньше установленного сунной, когда умывание становится похоже на протирание. Если доходит до того, что капли воды не появляются явно на части тела, умывание и вовсе может стать недействительным, поскольку умывание – это протекание воды по части тела таким образом, что она стекает в количестве, как минимум, двух капель. [4]
- Плескание воды на лицо или на другие части тела. Это считается несколько неугодным (макрух-танзихан), поскольку подразумевает пропуск адаба – избегания попадания использованной воды на одежду. Кроме того, шлепанье по лицу противоречит манерам и самоуважению мусульманина, которое тоже связано с этикетом. [5]
- Разговоры во время омовения без необходимости.
- Совершение омовения в нечистых местах .
- Сморкаться правой рукой.
- Пользоваться чьей-либо помощью, без необходимости. Нисколько не порицается просить принести воды для омовения и просить полить ею на руки. Порицается другое – когда человек без уважительной на то причины делает так, что кто-то другой помогает ему мыть или протирать части его тела. [6]
Совершающий омовение должен стараться избегать всего этого.
[1] - (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:123; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:89)
[2] - (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:318–319, 381)
[3] - (Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:123; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:89)
[4] - (Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:92, 124; Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:65, 89)
[5] - (Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:89)
[6] - (Ибн Абидин. Радд мухтар, 1:86)
Материал подготовлен по книгам: "Энциклопедия норм и правил ислама" изд. «Мир Знаний» 2013, "Основы исламских знаний" изд. «Исламская книга», "Исламское право" авт. Адыгамов, "Восхождение
к блаженству" авт. имам Шурунбуляли. Подготовил имам Р.Халявиев