Масх — протирание хуфф

Масх (хуфф) – это специальная кожаная обувь. Протирание масихов при совершении вуду заменяет мытье ног. Дозволено во время вуду протирать обувь, называемую масихами, или любую другую обувь, по своим свойствам соответствующую характеристикам масихов.  Это одно из облегчений в нашей религии.

О совершении масха обуви существуют множество хадисов, имеющих степень «таватура» [1]. Вот некоторые из них:

Передается от Анаса, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Если кто-либо из вас совершил вуду, и надел кожаную обувь, то пусть не снимает ее и молится в ней, до тех пор, пока у него не испортится гусль». Приводится у аль-Хакима.

 Али (радыйаллаху анху) говорил: «Если религия была бы основана на логическом мышлении, то было бы гораздо разумнее протирать подошву масихов, чем верхнюю часть. Но я видел, как Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) протирал верхнюю часть масихов» [2].

 Так же передают, что Мугира бин Шу’ба (радыйаллаху анху) рассказывал: «Как-то я находился рядом с Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям), когда он совершал вуду. Я поспешил к нему, чтобы помочь ему снять с ноги обувь, но он остановил меня: «Оставь их, так как я надел их в состоянии ритуальной чистоты» [3].

Сафуан бин Ассал (радыйаллаху анху) рассказывал: «Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) разрешил нам не снимать обувь после отправления естественных надобностей – если мы надели ее в состоянии вуду – в течение трех дней, когда мы в пути, и сутки для тех, кто находится у себя дома. Но повелел в случае джунуб[4] снять их» [5].

Другой сподвижник по имени Джарир (радыйаллаху анху) рассказывает: «Я был свидетелем того, как Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) после отправления малой нужды совершил омовение и протер сверху масихи» [6].

   Делая масх, нужно протереть площадь равную трем пальцам. Если совершить масх таким образом, фард считается выполненным. Это по мнению ханафитов, маликиты считают, что нужно протереть всю верхнюю часть обуви. Ханбалиты утверждают, что достаточно протереть большую часть верхней части обуви, а шафииты – что масх достаточно сделать одним пальцем[7].

Для совершения масха нужно разведенными пальцами рук, начиная с носков, провести до верха обуви. Такой масх соответствует предписаниям сунны. Передано от Мугиры бин Шу’бы (радыйаллаху анху): «Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сделал масх масихов, и при этом правой рукой по правой ноге, а левой рукой по левой ноге провел поверх обуви» [8].

Вместе с тем, можно просто полить воду на масихи, протереть влажной тряпочкой или губкой, протереть масихи сбоку. Можно также начинать масх с верха до носков, но это противоречит сунне. Ни в коем случае нельзя делать масх подошвы.

 

Условия протирания масихов

1.Масихи (хуффы) должны быть надеты на ноги после совершения вуду, так как Мугира бин Шу’ба (радыйаллаху анху) сообщает, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Оставь их, так как я надел их в состоянии ритуальной чистоты» [9].

Протирание стопы или повязки, наложенной на нее, равносильно ее мытью. Поэтому разрешается надевать масихи на протертые таким образом стопы.

  1. Масихи должны прикрывать те места, которые нужно обязательно помыть при совершении вуду, то есть, всю стопу, включая щиколотки. Масх обуви, не закрывающей места, подлежащие омовению, недействителен.
  2. Масихи должны быть такой прочности, чтобы в них можно было пройти один фарсах, три мили, или 5544 метра.
  3. Обувь должна быть целой и не иметь прорех. Ханафиты и маликиты считают, что, исходя из принципа «истихсана и облегчения», дозволяется делать масх обуви, имеющей небольшие прорехи. По мнению ханафитов, прореха не должна быть больше площади трех мизинцев ноги, а маликиты считают, что «дозволенная величина прорех – та, при которой ходить в этой обуви возможно», но величина прорех не должна превышать 1/3 части обуви. Шафииты и ханбалиты утверждают, что, независимо от величины прорехи, запрещается делать масх поверх порванной обуви.

С другой стороны, если кожа на масихах распоролась, но при ходьбе, благодаря качеству обуви, эта прореха не заметна, то это не портит масх. Имеются в виду прорехи на одном масихе, так как площадь прорех обоих масихов не суммируется. Поэтому, если на одном масихе есть прореха площадью в один палец, а на другом – в два пальца, то это не портит масх.

  1. Масихи должны быть такие прочные и толстые, чтобы могли стоять самостоятельно. Кроме маликитов, большинство факихов считают, что дозволяется делать масх на масихи, изготовленных из кожи, толстой шерсти и подобных материалов. Однако ханафиты и шафииты считают необходимым условие, чтобы масихи не сразу пропускали воду. Они считают, в нассах, позволяющих делать масх, допускаются аналогичные условия. Маликиты утверждают, что масихи должны быть изготовлены из кожи и обязательно прошиты.
  2. Человек, совершающий масх, должен иметь тыльную часть стопы, хотя бы на ширину трех мизинцев. Поэтому, если у кого-либо нет одной или обеих стоп, он не может делать масх на масихи, так как нельзя одну ногу мыть, а на другой делать масх. Но если у человека полностью отсутствует одна нога, то он может делать масх на масих, надетый на другую ногу, так как в таком случае мытье и масх не делаются одновременно.

Подводя итог, можно сказать, что к разряду масихов можно отнести сапоги, ботинки, толстые носки и кожаные тапочки, то есть, любую обувь, которая:

  • Покрывает стопу и щиколотку.

 

  • В которой можно пройти три шариатские мили.

 

  • В которой можно стоять, поскольку она достаточно плотная.

 

  • Вода не должна протекать через нее и достигать ноги.

 

Поверх такой обуви вполне можно делать масх.

Разрешается также делать масх и совершать намаз в обуви (ботинки, сапоги, резиновые сапоги и тд), при условии, что на ней нет нечистоты. Но не следует делать это без необходимости, поскольку в обуви из-за ее толщины сложно будет совершать какие-то моменты намаза (подгибать носки в саджда, садиться во время ташаххуда и пр.).

И нужно помнить – как только вы снимаете обувь, ваш масх становится недействительным (и ноги нужно будет мыть).

! При отсутствии гусля протирание обуви не действительно.

 

 

Срок действия масха

Большинство факихов придерживаются мнения, что время действия масха для «мукыма» (постоянного жителя местности) представляет собой день и ночь, то есть 24 часа, а для путника, вышедшего в путь, длительностью около 18 часов, – три дня и три ночи, то есть 72 часа[10].

Масихи надевают после совершения вуду, но время действия масха исчисляется с момента первого нарушения вуду.

Например, кто-то совершил вуду в 13.00 дня, помыв при этом ноги, в 17.00 его вуду нарушилось. Значит, отсчет начинается именно с этого момента, а не с того времени, как на ноги надели масихи.

Хадис, приведенный Али (радыйаллаху анху), подтверждает срок действия масха: «Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщил нам, что срок действия масха для путника составляет трое суток, а для мукыма – день и ночь» [11].

Тот, кто проживает в определенной местности, если выйдет в путь, будет подчиняться правилам путников. Если в течение суток путник, сделавший масх, достигнет пункта назначения и перестанет быть путником, то действие масха заканчивается, ему теперь необходимо снять масихи и помыть ноги.

Если человек, совершивший вуду путем масха, снимет с ног масихи, ему достаточно лишь помыть ноги и не совершать заново вуду. Если мусульманин совершит вуду с мытьем ног, наденет масихи, затем решит снять их по какой-либо причине, то ему не нужно мыть заново ноги, его вуду сохраняется, если не было причины, нарушающей его.

По мнению маликитов, срока действия масха не существует. Любой человек, пока не снимет масихи, или пока не возникнет состояние джунуб, может делать масх до бесконечности. Однако тому, кто собирается совершить пятничный намаз, лучше снять масихи и помыть ноги, ибо это является мандуб. Шафииты и ханбалиты считают, что срок действия масха для путника составляет три дня и три ночи. Но если вышли в путь ради преступления или с дурным намерением, срок действия масха длится один день и одну ночь[12].

 

Действия, портящие протирание:

  1. Все, что нарушает вуду, нарушает и масх. Поэтому, если не закончился срок действия масихов, при обновлении вуду на масихи или повязку делают масх.
  2. Состояние джунуб и подобные состояния, такие как менструальный цикл, послеродовые кровотечения, при которых необходимо совершить гусуль (полное омовение), делают масх недействительным. Поэтому нужно помыть ноги, ибо передано, что Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) позволил не снимать в пути масихи в течение трех дней и трех ночей, за исключением состояния джунуб.
  3. Снятие с ног масихов, на которые сделан масх. В этом случае достаточно помыть только ноги. Если масих сползет и откроется большая часть ступни, будет считаться, что масих снят полностью. С другой стороны, ханафиты считают, что если три пальца вылезут в прореху, а по мнению маликитов – 1/3 часть стопы, то вуду нарушается. По мнению большинства ученых, кроме ханбалитов, если масих снимется с одной ноги, нужно помыть обе ноги, так как невозможно одновременно совместить и масх, и мытье ног.
  4. Окончание срока масха. В этом случае, если вуду сохраняется, достаточно только помыть ноги. Не стоит заново полностью совершать вуду. Если закончился срок действия масха, но при омовении ноги могут замерзнуть, можно продолжать делать масх на обувь[13].
[1] - Таватур – высокая степень достоверности.
[2] - аш-Шавкани 1/184; Абу Дауд, Тахара, 63; Ахмад бин Ханбаль, 4/247, 254.
[3] - Бухари, Вуду, 49; Либас, 11; Муслим, Тахара, 79; Абу Дауд, Тахара, 60.
[4] - Джунуб – это состояние нечистоты, требующее совершения гусуль.
[5] - Тирмизи, Да’ват, 98; Ахмад бин Ханбаль, 6/240.
[6] - Муслим, Тахара, 72; Хадж, 276; Абу Дауд, Тахара, 64; аш-Шавкани, 1/176.
[7] - аз-Зухайли, 1/321-322.
[8] - Абу Дауд, Тахара, 63; Ахмад бин Ханбаль, 4/247, 254; Зайлаи, Насбур-Рае, 1/180.
[9] - Бухари, Вуду, 49; Либас, 11; Муслим, Тахара, 79; Абу Дауд, Тахара, 60.
[10] - аль-Касани, 1/8; ибн Хумам, 1/102-107; ибн Кудама, аль-Мугни, 1/282-287, 291.
[11] - Абу Дауд, Тахара, 63; Ахмад бин Ханбаль, 4/247, 254.
[12] - Ибн Рушд, Бидаятуль-муждтахид, 1/20; аз-Зухайли, 1/334; аш-Шавкани, 1/182.
[13] - аль-Касани, 1/12; ибн Хумам, 1/105; ибн Абидин, 1/254; ибн Кудама, аль-Мугни, 1/287.


Из книги: "Энциклопедия норм и правил ислама" Подготовил Р.Халявиев.
Книга была скачена из общедоступных ресурсов интернета, не содержит указаний на запрет и каких-либо ограничений для заимствования. Мы уважаем права собственности и не намерены их нарушать. Если размещенный материал нарушает ваши авторские права, просим написать нам на почту udachnymilost@gmail.com. Со своей стороны, мы обязуемся удалить всю публикацию нарушающую ваше право собственности.