Фарды малого омовения (тахарат, вуду)

Фард – это обязательное действие, тот, кто его выполняет, заслуживает вознаграждения, тот, кто не выполняет, заслуживает наказания, а тот, кто его отрицает, является неверным, так как это действие основывается на твердых доказательствах.

В Коране повелевается следующее:

«О вы, которые уверовали! Когда вы приступаете к совершению ритуальной молитвы, то умойте ваши лица и руки до локтей, проведите [мокрой рукой] по голове и помойте ноги до щиколоток»[1].

Из смысла этого аята следует, что существует четыре фарда:

  1. Мыть лицо 1 раз.
  2. Мыть руки, включая локти, 1 раз.
  3. Протереть четвертую часть головы.
  4. Мыть ноги, включая щиколотки, 1 раз.

При невыполнении одного из фардов, омовение считается недействительным.

  1. Мытье лица

Обязательно умывание лица один раз от линии роста волос надо лбом до подбородка и от уха до уха. Необходимо проследить, чтобы при вуду влага проникала на кожу под бородой, усами и бровями.

  1. Мытье рук

Обязательно мытье рук, включая локти. Если на пальцах есть кольца, их нужно немного сместить, чтобы вода попала под них.

  1. Масх (обтирание) головы

Протирание четверти головы влажными руками является фардом. Желательно делать масх передней части головы, называемой «насия». Масх делается на темя.

Мугира бин Шу’ба говорил: «Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) совершил вуду, затем сделал масх передней части головы, масх чалмы и масихов»[2].

Имам Шафии утверждал, что достаточно протереть хоть один волосок, тогда как маликиты и ханбалиты считают ваджибом масх всей головы[3]. С другой стороны, по Ханбали, для женщин достаточно проведение влажными руками по передней части головы.

  1. Мытье ног

Мытье ступней ног, включая щиколотки, является фардом. Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), говоря «Горе тем, чьи щиколотки горят в огне», привлекал внимание мусульман на мытье ступней ног, включая щиколотки.

Большинство ученых, кроме ханафитов, опираясь на сунну, предписали и другие фарды. Например, шафииты и ханбалиты считают фардом последовательное омовение частей тела, а маликиты и ханбалиты – неоднократное мытье. Маликиты также считают фардом тщательное обтирание частей тела. Кроме того, все мазхабы, за исключением ханафитов, считают «ният» (намерение) фардом.

[1] - Сура аль-Маида, 5/6.

[2] -  Айни, Умдатуль-кари, 2/376, Алеппо, 1972.

[3] - Ибн Хумам, 1/10; ибн Абидин, 1/92; ибн Рушд, Бидаятуль-муджтахид, 1/11; ибн Кудама, 1/125; аз-Зухайли, 1/219.

Материал подготовлен по книгам: "Энциклопедия норм и правил ислама" изд. «Мир Знаний» 2013, "Основы исламских" изд. «Исламская книга», "Исламское право" авт. Адыгамов, "Восхождение к блаженству" авт. имам Шурунбуляли. Подготовил имам Р.Халявиев